«Все кругом фотографируют, потому что боятся потерять свою личность, цель в жизни. Фотографирование помогает узнать себя, свое предназначение». Вим Вендерс

Как создать машину, помогающую сохранить движение материального мира, его красоту, временной эпизод, который можно многократно воспроизводить, каждый раз обнаруживая новые подробности в зафиксированном отрезке события? Что было вначале: поставленный вопрос или явление, которое мы называем кино, появившееся в результате случайных открытий?
Владелец произведения искусства в виде картины или скульптуры, то есть материального объекта, может постоянно созерцать любимый объект. Кино — способ коллекционирования, позволяющий овладеть временным отрезком события, записанного на носитель. Так появилось документальное и художественное кино. Человек стал коллекционером небольших порций времени, которые назвал видео. Видео — современная динамичная версия фрески, таблички, папируса, иллюстрации бытия.

Режиссер — лоцман в океане чувств

Какую цель преследует режиссер: развлекать или, погружаясь в сложную философскую тему, вызвать у зрителя желание вступить в мысленный диалог с автором и самим собой? Девиз «Хлеба и зрелищ!» сохраняет актуальность, поэтому в течение 100 лет индустрия кино развивалась особенно активно. Возможность моделирования событий, имитирующих реальность, где зритель может принять эмоциональное участие и находится в безопасности, стало одним из главных развлечений современной цивилизации. Театр, существующий издревле, ограничен пространством сцены и единством времени.
Кино позволяет перейти к языку новых, динамичных и особо выразительных образов. Выбор сюжета, участие любого доступного актера, декорации, ограниченные только фантазией художника, спецэффекты, трехмерное изображение — спектр возможностей для реализации идеи режиссера довольно большой. Создатель картины — лоцман в виртуальном океане образов. Мы не заметили, как стали частью придуманного мира, существующего в нашем сознании, переделанном кино. Люди создали героев, которые вышли из прямоугольных экранов и стали жить среди нас. Человек начал подражать герою из фильма, и ему это понравилось.

Микшированные суетой эмоции

Получение сверхприбыли от показа коммерческих фильмов позволило организовать производство некоммерческого кино, где режиссеры были свободны в выборе темы и способа выражения поставленных вопросов. Такое направление в видео получило определение авангардного. Это стало мощным стимулом для развития интеллектуального кино, где поднимались вопросы морали и философии. Спецэффекты также помогали максимально глубоко раскрыть тему. То, что создавали авторы в авангардном видео, питало идеями и техническими новинками коммерческое кино.
В сознание зрителя помещалась идея, которая стимулировала его интеллектуальную и чувственную активность с помощью записанного на носитель смоделированного события, происходящего в определенный временной период. Кино, визуализирующее идею, динамично ведет зрителя к логическому выводу, придуманному автором.
Монтаж создает нанизанный на сюжетную линию коллаж, стилистически продуманный, построенный в реальном или виртуальном пространстве. С появлением цифрового изображения появилась возможность создавать фильмы без разделения на отдельные главы — сюжет показывался единым непрерывным действием.

«К ночи прожитый день становится фильмом. Фильмом, отснятым на телевидении».
Энди Уорхол

Кадр из фильма «Тайм код»

Цифровой видеоотчет — документ для правдоподобия

«Средний посетитель музея, рассматривающий картину знаменитого художника, скажем Рембрандта, находит ее интересной и впечатляющей. Если проанализировать его суждение, то оказывается, что картина не вызвала у него никакой внутренней реакции, но он считает ее прекрасной, зная, что от него ожидают именно такого суждения. То же самое происходит с мнениями людей о музыке и даже с самим актом восприятия вообще», — считает немецкий философ Эрих Фромм.
Современный человек, выросший в мире, в котором реальность является частью искусственно созданных образов из кино и рекламы, мысленно соединяется с этими персонажами. В фильме Дэвида Кроненберга «Видеодром» один из героев сказал, что человек, смотрящий телевизор, находится в мире, показанном на экране, и все, что за пределами этого изображения, для него не существует. Таким образом, чтобы человек чувствовал, что он реален, ему необходимо постоянное подтверждение в форме фоторепортажей и видео. Непрерывный отчет о личных событиях стал в наше время жизненной необходимостью.

Экран — лицо компьютера, изучающего нас

«Все кругом фотографируют, потому что боятся потерять свою личность, цель в жизни. Фотографирование помогает узнать себя, свое предназначение» — так полагает режиссер Вим Вендерс. Непрерывная лента истории, продолжающаяся от начала до ее логического завершения, — смысл идеи фильма «Тайм Код». Это как снять на видеокамеру спектакль в реальном времени, но не в театре, а в студии, пространстве, которое соответствует атмосфере сюжета. Непрерывная съемка создает эффект присутствия, участия зрителя в событиях, происходящих в фильме. Энди Уорхол отвечал на вопрос, как себя вести перед камерой, советом ничего не делать и быть собой, не обращать внимание на кинокамеру. Тем самым он хотел самоустраниться от процесса съемок и дать возможность человеку, которого снимают, быть максимально естественным.
Майк Фиггис продолжил эту игру со зрителем. Создать фильм, в котором происходит съемка другого фильма с собственным сюжетом, где реальность для зрителя ускользает, растворяется в нескольких потоках действия, — одна из задач режиссера. Сценарий был написан на нотных листах, сюжет проработали в мельчайших деталях. Съемка велась одновременно на четырех видеокамерах. Принимали участие в фильме 30 актеров и около 70 человек съемочной группы. Работа длилась две недели, было сделано 20 дублей, лучший из которых стал фильмом. Изображение на экране состоит из четырех частей, в каждой из которых происходит самостоятельное действие. На протяжении полутора часов актеры непрерывно находились под прицелом видеокамер и импровизировали. Звуковое сопровождение определялось выделением наиболее значимых сцен, чтобы зритель следил за главной сюжетной линией. Цельное тело кинопроизведения, созданное в пространственно-временном поле, стало машиной для погружения зрителя в мир, состоящий из четырех параллельных реальностей, объединенных единым сюжетом. Это было пророческим началом появления виртуальной альтернативы привычного нам настоящего.

Кадр из фильма «Видеодром»

Размышления робота — механическая поэзия

Существование рекламной индустрии на протяжении десятилетий сформировало у людей привычку находиться под постоянным гипнотическим воздействием рекламных плакатов, видеороликов, голосовых призывов и других источников. Количество мониторов на улицах городов, в метро, других видах транспорта постоянно увеличивается. Это вызывает привыкание к их постоянному вездесущему мерцанию.
Быть под наблюдением и наблюдать за жизнью других людей — это главная тема для творчества сегодня. Конвейер, поставляющий нам новые порции новостей, работает круглые сутки. Обновление в режиме постоянной перезагрузки — новый смысл бытия. Перезагрузки наших смикшированных суетой эмоций, созерцание себя со стороны, глазами любопытных видеокамер, не знающих сна, — наша новая реальность. Мы становимся героями фильмов, не имеющих автора, не нуждающихся в зрителях.

Опубликовано, ESTET/20