С 9 октября 2020 по 10 января 2021 года в Музеях Московского Кремля пройдет выставка «Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали». В выставочных залах Успенской звонницы и Патриаршего дворца посетители увидят около четырехсот произведений из драгоценных металлов с эмалью — работы русских ювелирных фирм ХIХ — начала ХХ столетия. Билеты на выставку уже сейчас можно приобрести онлайн на сайте музея. Посещение будет организовано по сеансам каждые полчаса с 10 до 16 часов.

В проекте, посвященном работам придворного ювелира русских царей Карла Фаберже и творчеству выдающегося российского «живописца по эмали» Федора Ивановича Рюкерта, впервые на одной выставочной площадке будут собраны творения великих российских ювелиров и эмальеров рубежа ХIХ и ХХ веков более чем из двадцати музеев и частных собраний России и Великобритании. Фаберже и Рюкерта связывало длительное и плодотворное сотрудничество: Федор Рюкерт создавал эмалевые произведения по заказу Карла Фаберже, а также работал для прославленных российских фирм П. Овчинникова и И. Хлебникова — поставщиков Высочайшего Двора — и других знаменитых московских предприятий. Помимо произведений Фаберже и Рюкерта, посетители выставки смогут познакомиться с изделиями, созданными фирмами, фабриками, мастерскими и артелями О. Курлюкова, А. Постникова, М. Семёновой, Г. Клингерта, А. Кузмичёва.

Пасхальное яйцо «Московский Кремль». Подарок императора Николая II императрице Александре Федоровне на Пасху 1906 г. Москва, 1904–1906 г. Фирма К. Фаберже

Блюдо подносное. Поднесено императору Николаю II и императрице Александре Федоровн от Нижегородского биржевого общества Москва, 1913. 
Фирма И. Хлебникова

Кошелек. Москва, 1876 г. 
Фирма П. Овчинникова

Представленные на выставке произведения отражают весь известный спектр сложнейших эмалевых техник — от перегородчатой и выемчатой эмали до светящейся, как средневековый витраж, оконной, а также живописной эмали. Например, из Великобритании будет привезен серебряный золоченый кубок работы Федора Рюкерта, роскошно декорированный перегородчатой и живописной эмалью. Кубок был приобретен сэром Артуром Гилбертом на аукционе Сотбис в 1989 году, и вот уже более 10 лет хранится в Музее Виктории и Альберта.

Ларец. Москва, 1908-1917. Мастер Ф. Рюкерт. 
Серебро, амальгама, эмаль по скани, живопись по эмали, выпиловка, золочение, монтировка
Собрание М. Ревякина, Москва

Отдельного внимания заслуживают изделия с миниатюрными, выполненными в технике живописи по эмали, копиями картин знаменитых художников. Источником вдохновения для ювелиров рубежа XIX-XX веков служили произведения В. Васнецова, К. Маковского, И. Куликова, С. Соломко, Ф. Сычкова, В. Верещагина и других — некоторые из этих работ можно будет увидеть в выставочных залах. Обычно сюжетами эмалевых композиций были сцены из русского быта и отечественной истории «давно ушедших веков», но встречались и исключения, как, например, одна из серебряных шкатулок фирмы К. Фаберже. На ней изображены события, происходившие при жизни придворного мастера — шкатулка украшена миниатюрной копией картины В. Верещагина «Перед атакой. Под Плевной», и это единственное известное произведение Фаберже с батальной миниатюрой на тему русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

Шкатулка. Москва, 1908-1917. Фирма К. Фаберже.
Серебро, живопись по эмали, выпиловка, чеканка, литье, вальцовка, золочение, монтировка. Собрание М. Ревякина

Помимо полотен живописцев, мастера и художники ювелирных фирм периода расцвета отечественного серебряного и эмалевого производства вдохновлялись шедеврами из собрания Оружейной палаты Московского Кремля, которая была для них школой мастерства и источником идей. На выставке впервые будут представлены экспонаты из сокровищницы — усольские эмали, изделия ювелиров кремлевских мастерских, а также китайских мастеров фарфора ХVI–ХVII вв.

Ковш. Москва, 1908–1917 года. Мастер Ф. Рюкерт, фирма К. Фаберже

Москва, 1903 г. Мастер Ф. Рюкерт

Многие произведения являются не только образцами виртуозного мастерства русских мастеров серебряного дела и эмальеров, но также имеют историческое и мемориальное значение. Некоторые из них были дипломатическими подарками, другие имеют официальную имперскую символику — их вручали от имени монарха, и, наконец, это частные, семейные подарки, знаки любви и внимания, сохранившие гравированные дарственные надписи на разных языках. Они свидетельствуют о том, что произведения российских эмальеров были любимы и популярны во всем мире, а сейчас они украшают крупнейшие музейные собрания и вызывают живой интерес всех, кто любит и ценит отечественное ювелирное дело.